Мошенники при помощи определенных приемов заставляют жертву добровольно выдать все «пароли и явки». То есть сообщить преступникам информацию, которая служит ключом доступа к деньгам: логины, пароли, номера банковских карт, коды подтверждения, паспортные данные.
Такие психологические манипуляции получили название «социальная инженерия». Это метод манипуляции мыслями и поступками людей в различных целях. Он базируется на психологических особенностях личности и закономерностях человеческого мышления. Цель мошенников, использующих приёмы социальной инженерии – управлять нами, проникнув в нашу систему мышления для достижения конкретного результата, как правило, чтобы добраться до наших денег.
В каждую схему обмана они закладывают специальный триггер, который заставляет потенциальную жертву переживать сильные эмоции: страх, любопытство, алчность и др. В результате, люди становятся жертвами не только мошенников, но и самих себя, т.е. ловушек собственного мышления.
28 марта студенты из группы РК-11 вместе с преподавателем Стрюльковой Светланой Владимировной в рамках ежегодной акции «Всероссийские Недели финансовой грамотности для детей и молодежи» разбирались в ловушках мышления и уловках мошенников.
Ребята узнали о четырёх самых распространённых ловушках мышления:
1. Катастрофизация
2. Страх упущенной выгоды
3. Эффект авторитета
4. Ошибка оптимиста или со мной этого никогда не произойдёт.
Об уловках мошенников и способах защиты от них рассказали Екатерина Николаева и Илья Бичаров, руководитель и эксперт направления Media&Education Отдела защиты данных B2C Департамента данных и рекомендательных систем ПАО Сбербанк.